Профпросвещение

Как выбрать профессию

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.
Если это так, то ты – счастливчик, потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.
Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе "как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.
Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен, - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека.
Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы - это ее название…
Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а ВУЗа, колледжа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками.
И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).
Существует формула выбора профессии, которая в общем виде показывает, как сделать оптимальный выбор.
Формула выбора профессии
Семь шагов к взвешенному решению
1.     СОСТАВИТЬ СПИСОК ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
2. СОСТАВИТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫБИРАЕМОЙ ПРОФЕССИИ.
Составьте список своих требований:
выбираемая профессия и будущий род занятий;
выбираемая профессия и жизненные ценности;
выбираемая профессия и жизненные цели;
выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
желательный уровень профессиональной подготовки;
выбираемая профессия и мои склонности и способности;
желательные содержание, характер и условия работы.
3. ОПРЕДЕЛИТЬ ЗНАЧИМОСТЬ КАЖДОГО ТРЕБОВАНИЯ.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4.     ОЦЕНИТЬ СВОЕ СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ КАЖДОЙ ИЗ ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. ПОДСЧИТАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6.     ПРОВЕРИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ К УСПЕХУ.
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Выбор профессии - непростое дело, здесь есть свои правила, а случаются и ошибки.
Калейдоскоп профессий
Что же такое профессия? Профессией объединены все люди, занятые данным видом труда. Люди одной профессии имеют сходные интересы, знания, навыки, образ жизни. Другой смысл слова "профессия" - "система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку". Говорят: "Он овладел профессией", "У него есть профессия". Профессией также называют разновидность деятельности (то же, что и работа). Наконец, профессией можно назвать необходимую для общества и ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность существования и развития.
Есть еще понятие "специальность". По значению оно близко к понятию "профессия" и соответствует разновидностям областей труда в пределах профессий. Например, ты не встретишь ведь "учителя вообще". Это будет или учитель математики, или географии и т.д. То же самое можно сказать и о других профессиях: врач - педиатр, хирург- стоматолог…, юрист - адвокат, прокуро- нотариус…, слесарь - слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь-инструментальщик - слесарь механик ... и т.д.
Мир профессий изменчив.
Люди создают новые профессии, объединяют, разъединяют или устраняют старые.
В зависимости от предмета труда все профессии условно подразделяются на пять типов:
"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А"
Здесь главный, ведущий предмет труда - природа.
Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
Среди профессий этого типа можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.
Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должен иметь и психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу...
Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же, главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.
При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.
И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.
"Ч Е Л О В Е К - Т Е Х Н И К А"
Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.
Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др. 
Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но, все же, ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.
Среди профессий этого типа можно выделить:
профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.
"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К"
Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.
Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.
Среди этого типа профессий можно выделить:
профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
профессии, связанные с информационным обслуживанием;
профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.
Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:
устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
потребность в общении,
способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
умение находить общий язык с разными людьми, гибкость
"Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы"
 Здесь главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Профессии: программист, архитектор проекта, бизнес-архитектор, переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка и др.
Профессии этого типа включают:
профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем. 
"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й   О Б Р А З"
Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ и способы его реализации.
Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник…
Профессии этого типа включают:
профессии, связанные с изобразительной деятельностью,
профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,
профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Одна из особенностей профессий типа "человек - художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.
 В действительности, это – условное деление по типам профессий.
Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда). Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию, может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Не воспринимай инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.
свернуть

Азбука редких профессий

Азбука редких профессий


«А»

«Б»

«В»  

«Д»

«З»

«И»

«К»

«М»

«О»

«П»

«Р»

«С»

«Т»

 

«Ф»

«Х»

«Э»

свернуть

«Календарь профессий»

«Календарь профессий»


Январь

5 .01. День работников социальной защиты.

6 .01. День банковского и финансового работника.

19 .01. День спасателя.

 

Февраль

Второе воскресенье месяца - День аэрофлота.

23.02. День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь.

 

Март

4.03. День милиции.

15. 03. День потребителя.

16.03. День работников торговли, бытового обслуживания населения.

18. 03. День налоговой полиции.

23. 03. Всемирный метеорологический день.

27. 03. День внутренних войск МВД РБ.

27. 03. Международный день театра.

 

Апрель

6. 04. День геолога.

12. 04. День космонавтики.

13. 04. День войск противовоздушной обороны.

30. 04. День пожарной охраны.

 

Май

1.05. Праздник труда.

5. 05. День печати.

7. 05. День работников радио, телевидения и связи.

25. 05. День химика.

28. 05. День пограничника.

 

Июнь

Первое воскресенье месяца. День мелиоратора.

8.06. День работников легкой промышленности.

15. 06. День медицинских работников.

26. 06. День работников прокуратуры.

28. 06. День изобретателя и рационализатора.

30. 06. День экономиста.

 

Июль

Первое воскресенье месяца. День работников морского и речного флота.

13. 07 .День работников налоговых органов.

20. 07. День металлурга.

25. 07. День пожарной службы.

27. 07. День работников торговли.

Четвертое воскресенье месяца. День военно-морского флота.

Август

1.08. День десантника.

2.08. День железнодорожника.

10. 08. День строителя.

17. 08. День военно-воздушных сил.

23. 08. День работников государственной статистики.

31. 08. День шахтера.

 

Сентябрь

7. 09. День работников нефтяной и газовой промышленности.

14. 09. День танкиста.

20. 09. День таможенника.

21. 09. День работников леса.

28. 09. День машиностроителя.

 

Октябрь

1.10. Международный день музыки.

Первое воскресенье октября. День учителя.

6.10. День архивиста.

12. 10. День работников культуры.

15. 10. День работников фармацевтической и микробиологической промышленности.

26. 10. День автомобилиста.

 

Ноябрь

2.11. День работников гражданской авиации.

16. 11. День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса.

19. 11. День ракетных войск и артиллерии.

 

Декабрь

7. 12. День юриста.

17.12. День белорусского кино.

20.12. День сотрудников государственной безопасности.

22. 12. День энергетика.

свернуть

Информация Столинского районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь

Информация Столинского районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь

 

Столинский районный отдел Следственного комитета Республики Беларусь осуществляет отбор кандидатов для поступления в 2023 году на следственно-экспертный факультет учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» с целью обучения в интересах Следственного комитета. Обучение осуществляется в очной форме по специальности «Правоведение» со специализацией «Судебно-прокурорскоследственная деятельность». По окончании обучения выпускникам присваивается квалификация «Юрист». Срок обучения составляет 4 года. Для участия в конкурсе на поступление абитуриенты сдают централизованное тестирование по русскому или белорусскому языку (на выбор), обществоведению и иностранному языку. Абитуриенты, прошедшие по конкурсу, зачисляются в Академию МВД в качестве курсантов. Перед зачислением с абитуриентами заключается контракт, предусматривающий обязанность прохождения службы в течение срока обучения, а также не менее 5 лет после выпуска. Курсанты обучаются за счет средств бюджета. Они обеспечиваются проживанием, питанием, форменным обмундированием и денежным довольствием, конкретный размер которого зависит от их успеваемости. По окончании Академии МВД выпускники переводятся для дальнейшего прохождения службы в Следственный комитет и назначаются на должности следователей с присвоением специального звания «лейтенант юстиции». Выпускники Академии МВД не подлежат призыву на срочную военную службу, а период обучения засчитывается им в выслугу лет для последующего назначения пенсии по основаниям, предусмотренным законодательством для военнослужащих и сотрудников военизированных организаций. При желании стать курсантом следственно-экспертного факультета Академии МВД, чтобы в последующем проходить службу в Следственном комитете, приглашаем до 1 апреля 2023 года (а лучше — в ближайшее время) обратиться в Столинский районный отдел Следственного комитета Республики Беларусь по адресу: г.Столин, ул.Терешковой, д.47, для прохождения собеседования и получения подробных разъяснений о порядке дальнейших действий. Дополнительно вопросы, касающиеся поступления на следственно-экспертный факультет Академии МВД, можно уточнить по следующим телефонам:

- 68187, заместитель начальника отдела - начальник первого следственного отделения Колб Виталий Васильевич;

- 68280, начальник отдела Плотницкий Дмитрий Леонтьевич.

свернуть

«Борисовский государственный колледж»

Учреждение образования «Борисовский государственный колледж» сообщает, что в 2023 году состоится набор абитуриентов для получения среднего специального образования по следующим специальностям   с присвоением соответствующих квалификаций:

№ п/п

Специальность

Квалификация

Вступительные испытания

1.

Начальное образование

дневная форма получения образования

 (на основе общего базового образования)

Срок обучения – 2 года 10 месяцев

Учитель

На  бюджетной основе – конкурс среднего балла документа об образовании

 

 

2.

Дошкольное образование

дневная форма получения образования

 (на основе общего базового образования)

Срок обучения – 2 года 10 месяцев

Воспитатель дошкольного образования

На бюджетной основе – конкурс среднего балла документа об образовании

 

 

3.

Дошкольное образование

заочная форма получения образования

 (на основе общего среднего образования)

Срок обучения – 2 года 10 месяцев

Воспитатель дошкольного образования

На бюджетной  основе – конкурс среднего балла документа об образовании

 На платной основе – ЦТ

по русскому или белорусскому языку

(по выбору) и биологии

4.

Парикмахерское искусство и декоративная косметика

дневная форма получения образования

 (на основе общего среднего образования)

Срок обучения –  1 год 10 месяцев

Художник-модельер

На бюджетной основе –

 ЦТ по русскому или белорусскому языку

(по выбору) и

внутренний экзамен

(рисунок)

 

5.

Лесное хозяйство

дневная форма получения образования

 (на основе общего среднего образования)

Срок обучения –  2 года 5 месяцев

Техник лесного хозяйства

На бюджетной основе – конкурс среднего балла документа об образовании

6.

Производство продукции и организация общественного питания

заочная форма получения образования

(на основе профессионально-технического образования с квалификацией «Повар»)

Срок обучения – 2 года 8 месяцев

Техник - технолог

 

На бюджетной основе – конкурс среднего балла документа об образовании

На платной основе – экзамен по специальности

 

 

 

Просим Вас рассмотреть вопрос о возможности получения  образования              

учащимися  и работниками учреждений образования и довести до их сведения данную информацию.

         А также просим разместить на информационных стендах в учреждениях образования информацию для абитуриентов (прилагается на цветном листе).

 

Информация для абитуриентов размещена на сайте учреждения образования: bgk-borisov.bу

         

Благодарим за сотрудничество!

свернуть

УО "Пинский государственный аграрный технологический колледж"

14.04.2021

Трудоустройство молодежи в свободное от учебы время

Служба занятости круглогодично обеспечивает работой школьников и студентов в свободное от учебы время.

Работать подростки могут с 14 лет, но при условии согласия одного из родителей. С 16 лет такое решение ребята принимают самостоятельно.

Для трудоустройства молодежи необходимы следующие документы:

  • направление на работу службы занятости
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • справка, подтверждающая обучение в учреждении образования;
  • медицинская справка о состоянии здоровья (форма 1 здр/у-10);
  • письменное согласие одного из родителей (усыновителей, попечителей) для лиц в возрасте от 14 до 16 лет;
  • трудовая книжка (при ее наличии);
  • заявление о приеме на работу.

Подробнее о правовом трудоустройстве в свободное от учебы время можно узнать, перейдя по ссылке https://www.mintrud.gov.by/ru/trud-molodezh-ru или QR-коду:

свернуть