Отношение несовершеннолетних к учебе.
Подростки – одна из самых уязвимых возрастных категорий. Они переживают бурный рост организма, гормональные всплески, одновременно стремятся приобщиться к миру взрослых через вредные привычки и отвергают его ценности. Изменения переживает не только тело, но и душа. Подростки очень ранимы: они переживают предательство друзей или расставание с партнером намного тяжелее, чем взрослые. В момент пересмотра своего отношения к окружающему миру они также могут изменить не в лучшую сторону отношение к учебе.
Отсутствие интереса к учебе у подростков – серьезная проблема не только для родителей, но также для педагогов и психологов. Современные подростки практически не поддаются давлению, и авторитарный стиль воспитания с ними уже не работает. Поэтому многие специалисты по подростковой психологии признают, что методы, которые работали для предыдущих поколений, сегодня неэффективны. Получение подростками будущей профессии еще довольно далекая перспектива, да и «незавидная» участь «дворника» их уже мало пугает.
Причины, связанные с нежеланием учиться, могут быть разными:
Скука. Подростки учатся уже не первый год, и многим надоедает школьное однообразие: уроки, перемены, уроки.
Чувство взрослости. Подростковый возраст – стадия взросления. Школьники считают, что у них и так много своих проблем и забот: личные переживания, дружба и первое предательство, разочарование, первая влюблённость и т.д. Учёба пока подождёт.
Запугивание. Часто школьников, начиная уже с начальной школы, пугают экзаменами. «Это будет на экзамене», «Не запомнишь – не сдашь экзамен». Желания учиться такие слова не прибавляют, а совсем наоборот.
Неблагоприятные отношения в семье. Для желания учиться, ребёнку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны семьи. Плохо влияют на учёбу подростка: аморальное поведение родителей, крики и скандалы, проявление большего внимания младшим детям, отсутствие личного пространства, лишение права выбора и самостоятельного принятия решения.
Неуспеваемость. Подросток имеет плохие оценки по предмету, не понимает его. Как результат – отсутствие желания учиться.
Перегруженность. С возрастом требования и нагрузка на дополнительных занятиях сильно возрастает, требует больше времени и сил. В школе также увеличивается объём заданий и нагрузки по предметам.
Гиперактивность. Ребёнку просто тяжело сосредоточиться на уроках и домашнем задании. Ему хочется бегать по стадиону гонять мяч или танцевать день напролёт. В этом случае может помочь спортивная секция по интересам школьника.
Отсутствие интереса. Этот пункт больше касается учителей, работающих в средней школе. Им стоит постараться строить уроки так, чтобы ученикам действительно было интересно.
Конфликты с учителями. В этом могут быть виноваты как дети, так и сами учителя. Ребёнок мог неудачно пошутить, грубо высказаться, не сделать домашнее задание, тем самым разозлив учителя. Так и педагог может занижать оценки, требовать слишком многого от учеников, некорректно выражаться на уроках. Задача родителей – выяснить, с кем из педагогов конфликт у ребёнка, и на какой он стадии. Устранить его.
Отношения с одноклассниками. В классном коллективе подросток проводит большую часть времени в школе. Поэтому хорошие отношения с одноклассниками играют большую роль в желании ребёнка ходить в школу. При недопониманиях с одноклассниками страдает не только учёба, но психологическое состояние подростка в целом. Родителям советуем побеседовать с ребёнком, затем с классным руководителем, проконсультироваться со школьным психологом. Может, стоит самому ребёнку изменить что-то в своём поведении в школе.
Когда родители не могут мотивировать подростка учёбой, они начинают заставлять его учиться. Ребёнок это чувствует.
Часто родители заставляют учиться младших школьников, заставить подростков – гораздо сложнее. В средней школе они проявляют свой характер, идут наперекор указам родителей. Поэтому есть ещё вариант – мотивировать к обучению.
Мотивация обучения – процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной учебной деятельности
Объясните ему, что быть взрослым – значит брать на себя ответственность и принимать решения, а серьёзное отношение к учёбе будет лучшим способом доказать окружению свою состоятельность. Такая мотивация учебной деятельности, а также грамотная система поощрения и конструктивная критика позволят сформировать у подростка более зрелое отношение к учёбе, осознать важность самообразования и понять, зачем учёба необходима лично ему.
Чтобы успешно учиться, подростку важно осознавать практическую пользу получаемых знаний: как они пригодятся в жизни, помогут реализовать мечту, повлияют на его социальный статус и так далее.
Чтобы выбрать правильную методику учебной мотивации подростка, необходимо выяснить, что именно привлекает его в учебном процессе, и скорректировать этот процесс с учётом его потребностей.
Мотивация подростка к учебе
- Обеспечить дома зону релакса.
Возрастные особенности пубертатного периода: рассеянное внимание, повышенная тревожность, эмоциональные вспышки, упадок сил.
Часто родители это воспринимают как проявление лени. В психологии нет понятия лени и как с ней бороться. Зато есть конкретные проблемы – это отсутствие энергии и отсутствие мотивации.
Дом должен стать местом куда хочется приходить после трудного дня. А когда и дом становится «полем боя», то... утекает и утекает...
- Узнать причину нежелания.
После того как дом стал наполнен понимающими, любящими и более терпимыми людьми, возвращается доверие.
Правила этикета в диалоге помогут узнать какие предметы ребёнок не любит, к каким относится терпимо, а какие нравятся и почему.
Есть один психологический трюк! Разрешить по ненавистным предметам делать задание на пять, по терпимым на семь, но по любимым десять. После того как ребёнок станет успешен по некоторым предметам, он окрыляется и подтягивается по остальным.
Попадает в зону успеха и искренне считает, что этого его выбор, а выбор - это свобода, которая так необходима подростку для роста мотивации.
- Сделать упор на сильные стороны.
Опять вопрос приоритетов. Кого мы хотим вырастить?
Каждый человек имеет свои сильные и слабые стороны. Развивать нужно сильные. Если подтягивать слабые, то сильные упадут. Таланта не будет, а будет средняя успеваемость. Посредственных людей в жизни очень много – это те люди, которым не позволили раскрыть свой потенциал.
Когда упор делается на сильные стороны мир получает талантливого, свободного и успешного человека.
Например, по химии три (предмет не нравится), а по истории восемь, почти девять (предмет нравится). Какого надо нанять репетитора? А какого чаще наймут родители?
- Профориентированность.
В четырнадцать лет ребёнок чаще знает кем хочет стать, а если говорит, что ещё не определился, значит боится критики своего выбора.
В этом моменте больше всего родители совершают стереотипных ошибок.
Нужно понимать, что успешным счастливым человек может стать с абсолютно любой профессией, и важно не настаивать на своём, а уважать ,и главное, поддержать выбор вашего, почти, взрослого человека.
Определите, вмести с ним, какие предметы необходимы для будущей профессии, на них и упор!
- Контроль-помощь.
Чаще у родителей позиция контроль-давление. Например: «делай уроки!!! Ты сделал уроки? Делай! Будет двойка пеняй на себя!», вместо: «с чем ты сам справился? Молодец! Тебе нужна моя помощь? В чем трудность? Давай вместе разберёмся?»
- Положительное закрепление.
Если ребёнок уже давно находится в ситуации неудачи, то рекомендации выше начнут работать не сразу. Он потерял веру в себя и устал от скандалов дома. Он закрылся в своей черствой скорлупке.
До ребёнка следует донести мысль, что: «мне не важно какие оценки ты получаешь в школе, мне важно какие у нас с тобой отношения. Мне важно чтобы между нами была любовь и понимание».
Закрепляйте любой хороший пустяк похвалой, а неудачи игнорируйте. И вскоре отличные результаты не заставят себя долго ждать.
Помните, что каждый ребёнок уникален и проблемы в неуспеваемости могут возникать от ряда многих других проблем.
Подростковый период – сложен для каждого ребёнка и его родителей. В ваших силах сделать так, чтобы он прошёл легче и интересней, не навредил учёбе. Помогите своему ребёнку. Он будет вам благодарен.